Почти каждый месяц в России гремит скандал, связанный с насилием в школе. Объектами его становятся как ученики, так и учителя, и эксперты считают, что нужно в корне менять систему образования и воспитания.
В общеобразовательных учреждениях России каждый год фиксируются несколько сотен случаев насилия, причем как физического, так и морального характера, и цифры статистики регулярно меняются в сторону увеличения. Об этом заявил в интервью Deutsche Welle президент всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков. По словам эксперта, в 2008 году МВД зафиксировало в два раза больше случаев насилия в школе, чем в 2007 году, а официальные данные за 2009 год еще не были представлены, но, по оценкам фонда "Образования", темпы роста числа насильственных действий сохранились. "Если взять уровень насилия по возрастающей 100-бальной шкале, то сегодня уровень насилия в российских школах достигает 65—70 баллов", — заявил Комков. Школа — место, где проявляется конфликт поколений В основе школьного насилия в большинстве случаев лежит конфликт отцов и детей, а слабым звеном могут быть как дети, так и педагоги. Один из громких скандалов в России разразился в марте 2010 года, когда стало известно, что в школе города Шелехов Иркутской области учащиеся девятого класса систематически избивали 73-летнюю учительницу физкультуры. На то, что проблема насилия в школе не односторонняя, обращает внимание и сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. Эксперт не умаляет вины школьников, но считает, что нельзя все проблемы сваливать на трудности переходного возраста. Нередко жестокость проявляют взрослые, злоупотребляя своим положением и пользуясь беззащитностью детей. По данным фонда "Право ребенка", насилию со стороны учителей в школах подвергаются до 20 процентов детей. Валентина Иванова также не оправдывает жестоких педагогов, но считает: чтобы учителя не срывались на занятиях, надо создавать им условия для нормальной работы и давать больше времени на отдых, физическое и моральное восстановление. "Учитель работает как минимум на полторы ставки, а то и на две. А для того, чтобы восстановить силы в морально-психологическом плане, педагог должен иметь один дополнительный свободный день к двум обязательным выходным в течение недели", — заявила Иванова. Несколько лет назад учителя лишились еще и путевок на летний отдых, которые раньше им предоставляло государство. То есть ситуация постепенно только усугубляется. Подростки — жестокий народ Председатель правления региональной общественной организации содействия защите прав детей "Право ребенка" Борис Альтшулер на первое место среди причин проявлений жестокости в школе ставит все-таки особенности переходного возраста. Дети, по мнению правозащитника, чаще общаются друг с другом, нежели с учителями и родителями. В таких коллективах устанавливаются свои законы, и поэтому решать проблему нужно силами самих же детей, хоть и под контролем взрослых, считает Борис Альтшулер. "Есть только один способ — он называется школьная служба примирения. Суть его в том, что есть две конфликтующие стороны и есть посредник — медиатор, тоже школьник, который помогает разобраться, кто прав, кто виноват", — пояснил правозащитник. Первые школьные службы примирения в качестве эксперимента несколько лет назад были созданы в Перми. Эксперимент был признан удачным и сегодня медиаторы из числа самих учащихся есть во всех пермских школах. Однако дальше дело не пошло. В Москве, по словам Альтшулера, аналоги школьных служб примирения появились только в паре школ, в других городах их нет вовсе. Средство против жестокости — комплексное решение проблемы Устранение лишь одного из симптомов болезни под названием "подростковая жестокость" проблему не решит. Сергей Комков предложил целый комплекс мер, которые в совокупности должны помочь справиться с насилием в школе или хотя бы его уменьшить. Во-первых, надо менять саму систему образования, а вместе с этим и отношение к ней. По мнению эксперта, школа должна не только давать знания, как сейчас, но и быть важным звеном в процессе воспитания. Во-вторых, надо менять отношение к учителю, а для этого следует значительно повысить зарплату учителям и откорректировать систему подготовки педагогов. Наконец, совершенно необходимо проводить работу по профилактике правонарушений. В этом должны участвовать как педагоги, так и правоохранительные органы. Сергей Комков считает, что отделы по делам несовершеннолетних, работающие при МВД, исчерпали себя и настала пора найти им эффективную замену. Если никаких мер принято не будет, то, по прогнозам эксперта, через 10—15 лет вырастет поколение, для которого жестокость будет нормой, и всплеск насилия можно будет наблюдать не только в школе.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.