В начале июля 1941 г. для пополнения сил, защищавших Ленинград, в городе началось формирование народного ополчения. Его необходимо было экипировать и вооружить. Если стрелковое оружие еще более-менее нашлось, то артиллерии выделено практически не было, а ведь пушек, особенно противотанковых требовалось как можно больше.
И город спешно начал изыскивать резервы, ибо центр особо ничем не мог помочь. До войны противотанковые пушки в Ленинграде не производились, но при обследовании старых запасов на заводах «Большевик», № 174 им. Ворошилова и Ижорском были обнаружены 45-мм танковые пушки обр. 1932 г., снятые с танков Т-26 и БТ в ходе ремонта и модернизации вооружения, проводимой в 1940 году. Эти пушки уже не производились и готовились на переплавку.
Более половины этих орудий были частично некомплектны и требовали ремонта, но общее количество их набралось по «закромам» более 1500. Используя базу танковой пушки, сделать из нее «полевую противотанковую» – не простая задача, Ведь функцию лафета изначально выполняет башня танка, поэтому требовалось разработать новый лафет, который должен был отвечать достаточно обширному ряду требований: допускать наведение ствола по горизонтали и вертикали, иметь прицел, колесный ход, устройство для буксировки. При том опираться приходилось только на имеющиеся на тот момент возможности ленинградской промышленности. В итоге утвердили один из проектов, а именно — Николая Антонова.
Времени проводить масштабные испытания и согласовывать документы не было, поэтому пушка без принятия на вооружение пошла в производство. Изготовление пушки поручили заводу № 7 НКВ (завод им. Фрунзе). Первые орудия фронт получил уже к началу августа, орудие получило обозначение "45‑мм упрощенная противотанковая пушка на колесном лафете", а на заводе – "7‑33". Солдаты ласково называли ее "Ленинградка". Ополченцы осваивают новую пушку. Упрощенная конструкция позволила в короткие сроки развернуть производство. В августе 1941 г. было изготовлено 155 пушек "7‑33", а в сентябре – 446. Усилия ленинградских оружейников оказались очень своевременными. В течение 1941‑1942 гг. пушки "7‑33" практически полностью закрывали потребность Ленинградского фронта в противотанковой артиллерии.
Орудия находились в войсках вплоть до 1944 г. После снятия блокады войска стали снабжаться новыми образцами артиллерии с военных заводов, расположенных в глубине страны. Касательно технических особенностей пушки «7-33» можно сказать следующее — да, это было несовершенное орудие. Оно имело вес около 1 тонны, большую длину, недостаточные углы горизонтального наведения.
Для танковых пушек сила отдачи не являлась критически важной, а вот длина отката орудия в танке очень важна из-за стеснённых условий. При переносе танковой пушки на относительно лёгкую колёсную базу сильная отдача никуда не делась, что и вызывало такую неприятную особенность как значительный подброс при выстреле, а при стрельбе с мягкого грунта — ненадёжное действие полуавтоматики.
Однако пушка "7‑33" вполне справлялась со своим предназначением, обеспечивая поражение всех танков противника и его огневых средств ничуть не хуже, чем штатные 45‑мм противотанковые пушки образца 1937 г. Около 100 орудий "7‑33" даже направили в Москву, где они принимали непосредственное участие в обороне столицы.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.