Поющие чаши (известны также как гималайские чаши, тибетские чаши; в Японии их называют рин (яп. 鈴) или судзу (яп. 鈴)) — разновидность колокола как музыкального инструмента.
Поющие чаши — стационарный инструмент, в отличие от обычных колоколов они не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук рождается от вибрации стенок чаши и её края. Поющие чаши — древний музыкальный инструмент, использовавшийся по всей Азии как часть религиозных традиций бон и тантрического буддизма.
В наши дни, кроме традиционного религиозного применения, поющие чаши используются повсеместно как инструмент для медитаций, релаксации, различных медицинских практик, связанных с биоритмами, в йоге.
Исторически поющие чаши делались в Тибете, Непале, Индии, Бутане, Китае, Японии и Корее.
О чем поют поющие чаши?
Густой звук окутывал меня и, вибрируя, воронкой поднимался вверх. Тело, казалось, опустошилось, расширилось и потеряло вес. Сами по себе растворились мысли, и в голове осталась лишь гулкая пустота. То я стояла посреди ночной поляны и экспериментировала с тибетской поющей чашей.
В наши дни, в пору повального увлечения восточными традициями, поющими чашами народ особо не удивишь – их продают в любом мало-мальски приличном эзотерическом магазине, а кто-то и сам привозит из путешествий по Индии и Непалу.
Поющие чаши изготавливаются из сплавов нескольких металлов. Обычно используются золото, серебро, свинец, железо, олово, ртуть и медь. Иногда еще добавляются цинк и никель. По размеру чаши варьируются от маленьких, двухдюймовых в диаметре, до очень крупных, диаметром в несколько метров. Наиболее популярны чаши шириной 12 – 22 см. По бокам чаш выгравировываются изображения великих божеств, символы удачи, мантры либо просто орнаменты. Наиболее часто встречается мантра «Ом мани падме хум» – самая известная мантра в буддизме, мантра очищения тела, разума и души, освобождения от суеты.
Используют чаши отнюдь не для забавы. Это мощное средство для медитации и целительства, часто применяется при массаже. Для извлечения звука чашу ставят на пальцы руки или на мягкую подставку так, чтобы она не двигалась, и стиком (палочкой из палисандра или сосны) водят по ее внешним краям. Благодаря трению дерева о металл получается густой и насыщенный звук. Иногда стик обтягивают замшей для создания более объемного гула. Поскольку в процессе «игры» чаша вибрирует и стик сложно удерживать, то необходимо научиться водить так, чтобы палочка не отрывалась от стенок. Сила звука зависит от силы нажима стика на обод и скорости его движения вокруг чаши. Кроме того, из чаш можно извлекать звук ударом по внешней стенке – получается некоторый аналог колокольного звона. Можно налить воды в чашу – тогда ее звучание тоже изменится, чаша уже не просто поет, а еще и журчит, и вода в ней начинает разбрызгиваться и подниматься.
Существует несколько легенд, касающихся загадочного происхождения и таинственных возможностей поющих чаш. По одной из историй самые первые чаши были изготовлены ламами из сплава семи земных металлов и руды метеоритного дождя. И тысячи тибетских монахов собирались вместе для исполнения ритуалов, во время которых с помощью звучания чаш они очищали пространство, наполняя его энергией света, мира и любви. Трон во дворце духовного правителя Тибета, Пятого Далай-ламы, был выкован в виде поющей чаши, поэтому появление чаш также связывают с дворцом ламы в Дрепунге – крупнейшем буддийском монастыре.
В Тибете существует еще поверье, что человек, слышащий пение чаши, никогда не попадет в ад. Так это или нет – неизвестно, а пока предлагаю наслаждаться богатством обертонов и очарованием этих необычных звуков!
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.