Найденные на скалах в Соединённых Штатах петроглифы, соответствующие
древней китайской письменности, свидетельствуют о том, что древние
китайские экспедиции побывали в Новом свете до Христофора Колумба или
даже раньше викингов.
Джон А. Раскамп младший, доктор педагогических наук, провёл
исследование этих петроглифов в Аризоне, Юте, Неваде, Нью-Мексико и
других частях страны. Полученные результаты могут радикально изменить
мировую историю. Некоторые эксперты рады, другие едко критикуют работу
Раскампа. Такое разделение часто происходит в случае новаторских
открытий.
Учёные в Китае проявляют особый интерес к этим петроглифам, в то время как многие американские археологи отвергают их.
Символы, найденные на частном ранчо в Аризоне, могут быть по стилю
предварительно отнесены к письменности династии Цинь (началась в 221 г.
до н.э.), сказал профессор Ма Баочунь из университета Capital Normal в
Пекине. Он написал в электронном письме Раскампу: «Форма и структура…
близки к «костям оракула»».
Стиль «кости оракула» был запрещён в 1046 г. до н.э., после падения
династии Шан, и исчез из памяти человечества. Он оставался неизвестной и
совершенно забытой формой письма, пока не был заново открыт в 1899 г.
н.э. в Аньяне, Китай.
Мнение Ма согласуется с результатами независимого анализа, сделанного
Давидом Н. Кейтли, доктором философии, лауреатом премии MacArthur
Foundation Genius Award, который, по мнению многих, является ведущим
аналитиком в Америке ранних китайских стилей письменности.
Кейтли помог Раскампу расшифровать петроглифы на ранчо в Аризоне:
«Оставлены 10 лет вместе; объявление (о) возвращении () путешествие
завершено, (в) Дом Солнца; () Путешествие завершено вместе». В конце
этого текста есть неопознанный символ, который может быть подписью
автора.
Чэнь Лун-цюань из Тайбэя связался с Раскампом, прочитав статью в
«Великой Эпохе». Он перевёл те же петроглифы так: «Вместе мы разделяем
/оставляем, десять лет вместе; поём о Городе Песен, Возвращаясь в Город
Солнца; в год Тигра, мы возвращаемся вместе».
Существует некоторая возможность для интерпретации древней китайской письменности, но в целом оба перевода очень похожи.
Раскамп встретился с Кейтли 25 мая для дальнейшего обсуждения
петроглифов. Кейтли отметил, что использование четырёх символов в каждом
из петроглифов Аризоны соответствует стилю написания стихов в эпоху
Чжоу (1046 – 256 гг. до н.э.). Кейтли также предположил, что скрипты на
большом валуне в каньоне Ринконада в Альбукерке соответствуют синтаксису
и правилам китайских жертвенных обрядов.
«Кейтли утверждает, что это правдоподобно, ибо он очень консервативен
в своих комментариях и хочет, чтобы они были абсолютно правильными. Тем
не менее, кажется, что сейчас у нас есть ещё одна важная часть общей
головоломки — поддающиеся датировке стили написания согласуются с
известным стилем написания, используемым для такого рода древней
китайской документальной информации».
Ма сказал, что он расскажет об исследовании Раскампа в китайских
научных кругах: «Я хочу рассказать китайским учёным о вашей важной
находке».
Обзор общества американских археологов
Общество американских археологов опубликовало обзор книги Раскампа
«Азиатское эхо» в июльском номере журнала American Antiquity, в разделе
«Псевдоархеология».
Ангус Р. Квинлан из Nevada Rock Art Foundation написал отзыв,
отметив, что не найдено неопровержимых археологических данных,
доказывающих, что китайцы в древности посещали Северную Америку
(например, остатки оружия и т.п.).
Квинлан пишет: «Если древние китайские исследователи посетили
Америку, то, конечно, некоторые археологические остатки от этих визитов
были бы найдены… Любое сходство между древними китайскими иероглифами и
североамериканскими наскальными рисунками случайно из-за широкой
морфологической изменчивости последних».
Раскамп сказал в ответ: «Это исследование эпиграфическое по своей
природе, оно продолжается, и оно не археологическое, как таковое.… Самое
главное, что все исследованные китайские пиктограммы-символы в Северной
Америке соответствуют известным древним китайским письменам. Это
подтверждено пятью признанными и уважаемыми китаеведами, которые имеют
большой опыт оценки древней китайской каллиграфии».
Квинлан не имеет известных специалистов по чтению древних китайских
текстов, отметил Раскамп, а на его исследование навесили ярлык
«псевдоархеология» ещё до выхода критических обзоров. Почётный профессор
Стивен С. Джетт, доктор философии из Университета Калифорния-Дэвис, в
настоящее время проводит экспертную оценку работы Раскампа и относится к
ней благосклонно. Отзыв Джетта, вероятно, будет опубликован в журнале
Pre-Columbiana.
В своей книге «Азиатское эхо» Раскамп даёт анализ 53
североамериканских наскальных рисунков и соответствующих им китайских
пнтроглифов, используя индекс сходства Жаккара. Этот индекс был
разработан ботаником XIX века Полем Жаккаром и используется для
статистического сравнения сходства между видами. Вероятность того, что
исследуемые петроглифы китайцев и коренных американцев были сформированы
самостоятельно, составляет менее 5%. Таким образом, наиболее вероятно,
что именно китайцы сделали большинство из этих пиктограмм в Северной
Америке. Некоторые, возможно, являются копиями, сделанными коренными
американцами для каких-то целей.
Квинлан отметил, что свастика, найденная в древних культурах по всему
миру (в том числе в Китае, где она является буддистским символом),
также проходила тест на индекс Жаккара. Подразумевается, что если
свастика могла появиться повсюду самостоятельно, почему бы и 53
петроглифам, проанализированным Раскампом, также не появиться независимо
в Китае и Северной Америке?
Появление свастики во многих культурах древнего мира является
интересным явлением, и никто не может знать точно, почему это произошло.
Свастика может быть исключением в этом отношении. Шансы на то, что 53
сложных древних китайских символа стали подобным исключением, сводятся к
нулю, сказал Раскамп.
Он написал в электронной почте «Великой Эпохе»: «Знак свастики
относительно прост, как и другие универсальные символы, например, символ
человека, это ничто по сравнению со сложностью таких китайских
символов, как Сян (слон) или Сиань (жертвоприношение). Сиань состоит из
трёх отдельных символов: собаки, головы тигра и котла. Свастика, которую
я впервые упомянул в «Азиатском эхе» как исключение, на самом деле
относится к другой категории, чем символы, используемые в письменности».
Проанализировав фотографии петроглифов, сделанные Раскампом, Квинлан
сказал, что некоторые из них, кажется, более позднего времени, чем
другие, на что Раскамп, видимо, не обратил внимания.
Раскамп ответил: «Такое впечатление создаётся потому, что фотографии,
используемые для публикации, были улучшены электронным способом,
поэтому все детали чётко видны». Теперь он опубликовал фотографии без
высокого разрешения.
Раскамп также проконсультировался с Майклом Ф. Медрано, доктором
философии, начальником Отдела управления ресурсами Национального
памятника петроглифов Альбукерке. Медрано, имеющий более чем 25-летний
опыт работы с местными коренными культурами, сказал: «Эти изображения
нельзя легко связать с письменностью местных племён, они выглядят более
древними».
Исследование продолжается, и Раскамп нашёл много заинтересованных и
квалифицированных сотрудников. Он надеется, что все учёные будут держать
разум открытым и найдут то, чего в его исследованиях не хватает. Для
него самого доказательства настолько очевидны, что заслуживают
серьёзного рассмотрения.