Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | Форум | Тесты | Правила | Контакты

Суббота, 18.01.2020, 02:29
Привет, Гость | RSS
Астрология, гороскопы [1711]Бывает же такое! [1532]Гипотезы и версии [1429]Еда и кулинария [4827]Жестокий мир [177]
За гранью непознанного [7244]Здоровье,человек,красота [4602]История и культура [1993]Из жизни общества [1749]Из жизни животных и растений [1318]
Космос, астрономия [507]Люди и судьбы [1107]Мой дом - мой мир! [766]Мужчина,женщина,семья [2841]Музыка и релакс [306]
Наука и технологии [438]Предсказания,пророчества [1161]Психология [4433]Путешествия [586]Сад и огород [1302]
Смешное из жизни [737]Советы из жизни [2125]Страшилки из жизни [498]Спорт и хобби [272]Уфология и НЛО [459]
Фильмы и видео [4426]Цитаты,притчи,афоризмы [1532]Эзотерика,астрал,ченнелинг [5375]Экология,климат,стихия [343]Это интересно! Факты из жизни [2087]

Из жизни.ру ВКонтакте



Новости готовят
Никнейм: Izzhizni
Публикаций: 25477
Никнейм: ЧеLOVEк
Публикаций: 17073
Никнейм: Pantera
Публикаций: 10165
Никнейм: Region13
Публикаций: 1817
Никнейм: Татьяна
Публикаций: 1061



Сейчас на форуме
Никнейм: IgChad
Постов на форуме: 3582
Группа: Модераторы
Никнейм: Pantera
Постов на форуме: 2322
Группа: Модераторы
Никнейм: Сл@вян
Постов на форуме: 2024
Группа: Друзья
Никнейм: ЧеLOVEк
Постов на форуме: 589
Группа: Друзья
Никнейм: ИреN
Постов на форуме: 490
Группа: Друзья

Интересное сегодня

Календарь

Статистика

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

ГЛАВНАЯТЕСТЫПЛАНЕТА ТАЙННАША ПЛАНЕТАВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Главная » 2018 » Август » 10 » Эстетика грусти



Грусть — отрицательно окрашенная эмоция. Многие ли из нас добровольно предпочтут её безмятежному счастью? Ведь кажется что, наоборот, в жизни мы стремимся избегать тоски и уныния.

Но не совсем так, если дело касается искусства, то мы все переодически хотим погрустить: печальные фильмы, душераздирающие рассказы и выбивающие слезу песни нравятся нам куда больше оптимистичных произведений.
Философия объясняет тягу к печальному желанием «очиститься через сострадание» — посредством катарсиса. Пифагор приписывал такое действие музыке, Аристотель — трагедии, жанру, в котором главного героя неминуемо ждёт смерть — единственное доступное освобождение в мире, в котором он не может существовать.

Мы можем поставить вопрос гораздо шире и говорить не только о лирической эмоции, но во всяком художественном произведении различать эмоции, вызываемые материалом, и эмоции, вызываемые формой, и спросить, в каком отношении данные два ряда эмоций находятся друг с другом. Они направлены в противоположные стороны и реакция заключает в себе двойственный эффект.

Вот этот процесс мы и хотели бы определить словом катарсис.

Леонид Выготский, психолог: Катарсис, имеющий несметное количество трактовок, прошёл долгий путь от бытования в античной философии до активного применения в психоанализе.

Японская исследовательница А. Каваками изучает влияние музыки на человека. По её мнению, «музыкальные эмоции» включают в себя две категории: предполагаемые эмоции, которые должна вызвать та или иная композиция, и эмоции, которые каждая композиция действительно вызывает у слушателя. Каваками провела эксперимент, задачей которого стало изолирование этих двух категорий друг от друга, а целью — разгадка секрета привлекательности грустной музыки.

В эксперименте принимали участие 44 человека. Их попросили прослушать три музыкальных произведения длительностью около полминуты. Выбирая отрывки, исследовательница намеренно избегала известных композиций, которые могли бы спровоцировать какие-либо ассоциации с фигурой автора или личными воспоминаниями.

Первым был фрагмент из «Разлуки» М. Глинки (в тональности фа минор), вторым — из «На море» Ф. Блуменфельда (соль минор), а третьим — из «Концертного аллегро» Э. Гранадоса (отрывок был переписан в соль минор). Затем испытуемые прослушивали эти же отрывки, записанные в мажоре.

После прослушивания каждого фрагмента в мажоре и миноре участник эксперимента отвечал на вопрос: «Как бы вы описали эту мелодию?». Затем он снова слушал каждый отрывок и в минорной, и в мажорной версии, и отвечал уже на иной вопрос: «Как бы описал эту мелодию среднестатистический человек?».

Ответом на вопрос служил «рейтинг», который присваивали испытуемые отрывку: они оценивали каждое из 62 определений (грустный, торжественный, героический и т. д.) по шкале от 0 («вовсе нет») до 4 («очень»).
Как и ожидалось, предполагаемые эмоции не соответствовали ощущаемым. Минорные отрывки, по мнению участников, должны были восприниматься как мрачные и гнетущие, хотя свои ощущения они чаще всего характеризовали эпитетами «милый», «зачаровывающий», «воодушевляющий», «жизнерадостный».

То же произошло и с мажорными фрагментами: «предполагаемые» положительные эмоции оценивались выше, чем реально ощущаемые положительные эмоции после прослушивания.

Подтверждая диссонанс между «предполагаемыми» и «реальными» впечатлениями от прослушивания музыки, Каваками также делает вывод о том, что минорная музыка, обычно ассоциирующаяся с грустью, на практике не только не заставляла грустить, но и вызывала, помимо эстетического наслаждения, положительные эмоции.

Интересно, что эксперимент Каваками дополняет открытие Института эмпирической эстетики имени Макса Планка, объясняющее феномен симпатии к печальным произведениям. Последние исследования в рамках психологии эмоций показали, что негативные чувства могут дольше удерживать наше внимание, переживаются особенно интенсивно и надолго сохраняются в памяти.

Естественно, что истинное произведение искусства обладает теми же свойствами — захватывает внимание, вызывает отклик и запоминается на долго. Так может, негативные эмоции действительно являются источником энергии для художественных произведений?
Отвечая на этот вопрос, учёные представили новую психологическую модель, описывающую воздействие художественных произведений. С одной стороны, модель повторяет тезис, который уже известен науке: мы осознаём, что наше восприятие искусства проистекает в иной области, нежели вызовы повседневной жизни.

Когнитивная дистанция, которая возникает во время взаимодействия с произведением, позволяет ощущать эмоции не по-настоящему, а осознавая расстояние между собой и той эмоцией, которую мы испытываем, понимая, что она вызвана «искусственно».

Иными словами, когнитивное дистанцирование помогает нам пережить потрясение из-за смерти полюбившегося героя в безопасном пространстве, не ощущая, однако, неприятных последствий в виде скорби по ушедшему в реальной жизни.

Вторую часть психологической модели можно назвать отличным советом о том, как создавать интересные произведения (впрочем, многие и так с ним знакомы, но теперь у него появилось научное обоснование). Итак, нам необходимо, чтобы эстетическое переживание было динамичным и разнообразным. Произведения, в которых положительное и отрицательное сплетаются воедино, воспринимаются нами как интригующие, а потому более привлекательные.

Мы более увлечены книгой, если, наблюдая за героем, ощущаем неопределённость: для того, чтобы история действительно захватила наше внимание, нужно, чтобы мы, следуя за повествованием, от страха переходили к радости, а от радости — снова к тревоге.

Такие «качели», созданные контрастом между условными плюсом и минусом эмоций, и обеспечивают частичное совпадение горизонтов ожиданияавтора и читателя, а значит, делают произведение интересным.
Несмотря на то, что мы разводим искусство и повседневную жизнь, отделяя эстетическое переживание от реального, эксперимент о повседневных эмоциях вносит новые детали в восприятие художественных произведений.

Исследователи Американской психологической ассоциации установили, что счастье людей зависит не от соотношения положительных и отрицательных эмоций (ожидается, что положительных должно быть больше, чем отрицательных), а от свободы испытывать те эмоции, в которых нуждается человек в той или иной ситуации.

Счастье — это больше чем удовольствие или отсутствие боли. Счастье заключается в том, чтобы испытывать те переживания, что, по-вашему мнению, соответствуют данному моменту. При этом эмоции могут быть позитивными в одном контексте и негативными в другом, независимо от того, положительны они или отрицательны по своей природе. М. Тамир, профессор психологии Еврейского университета в Иерусалиме

Ассоциативное исследование подтвердило, что большая часть испытуемых хотела бы чувствовать меньше отрицательных эмоций. Но в то же время 11 % участвующих хотело бы испытывать реже такие чувства, как любовь и сочувствие, а 10 % хотело бы чаще ощущать гнев и ненависть.

Иллюстрацией к первому результату может служить пример одной из участниц, которая объяснила желание «меньше любить» стремлением разорвать отношения с обижающим её партнёром, иллюстрацией ко второму — желание испытуемого ощущать более сильный гнев при чтении статьи о жестоком обращении с детьми.

Можно, конечно, сказать, что идея контроля над своими эмоциями восходит к стремлению демонстрировать «нормальную» реакцию, одобряемую обществом. Человек, который видит страдания беззащитных и не испытывает при этом гнев, может ощущать дискомфорт из-за того, что его ощущения не соответствуют общепринятым.

Но, с другой стороны, разве мы не хотим контролировать то, что испытываем, скрывая слёзы на весёлой вечеринке и сдерживая смех на важном совещании? Эмоции, область иррационального, разрывают автоматизм повседневного, или, если использовать модный нынче термин, вытаскивают из зоны комфорта, а это болезненно.

Возможно, именно искусство дарит нам иллюзию желаемого контроля: начиная читать «Гамлета», мы готовы к тому, что будем сопереживать главному герою, бонусом получая запланированный катарсис.





Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Психология | Просмотров: 197 | Добавил: ЧеLOVEк| | Теги: Грусти, эстетика | Рейтинг: 5.0/1
Загрузка...
Всего комментариев: 0
avatar
А ТАК ЖЕ ЧИТАЙТЕ:



Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Загрузка...


Новости с Планет

БЕСЕДКА

Сейчас с нами
На сайте: 141
Пользователей: 141
Сейчас комментируют: 0


Последнее на форуме
plazza

Pantera

IgChad

plazza

plazza


Мы комментируем
Copyright MyCorp © 2020 Материалы для пользователей 18+