Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | Форум | Тесты | Правила | Контакты

Понедельник, 29.11.2021, 12:04
Привет, Гость | RSS
Астрология, гороскопы [1743]Бывает же такое! [1540]Гипотезы и версии [1630]Еда и кулинария [5274]Жестокий мир [177]
За гранью непознанного [8275]Здоровье,человек,красота [4999]История и культура [2609]Из жизни общества [2455]Из жизни животных и растений [1582]
Космос, астрономия [778]Люди и судьбы [1187]Мой дом - мой мир! [942]Мужчина,женщина,семья [2847]Музыка и релакс [327]
Наука и технологии [620]Предсказания,пророчества [1309]Психология [4594]Путешествия [627]Сад и огород [1452]
Смешное из жизни [788]Советы из жизни [2208]Страшилки из жизни [498]Спорт и хобби [273]Уфология и НЛО [466]
Фильмы и видео [4619]Цитаты,притчи,афоризмы [2018]Эзотерика,астрал,ченнелинг [5438]Экология,климат,стихия [392]Это интересно! Факты из жизни [2137]

Из жизни.ру ВКонтакте



Новости готовят
Никнейм: Izzhizni
Публикаций: 25518
Никнейм: ЧеLOVEк
Публикаций: 17072
Никнейм: Pantera
Публикаций: 15859
Никнейм: Region13
Публикаций: 1963
Никнейм: Татьяна
Публикаций: 1061



Сейчас на форуме
Никнейм: IgChad
Постов на форуме: 3626
Группа: Модераторы
Никнейм: Pantera
Постов на форуме: 2388
Группа: Модераторы
Никнейм: Сл@вян
Постов на форуме: 2024
Группа: Друзья
Никнейм: ЧеLOVEк
Постов на форуме: 589
Группа: Друзья
Никнейм: plazza
Постов на форуме: 503
Группа: Проверенные

Интересное сегодня

Продукты, которые нельзя есть перед сексом

куда исчез Кайтак — самый опасный аэропорт в

Сколько времени нужно, чтобы "завести&qu

Календарь

Статистика

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

ГЛАВНАЯТЕСТЫПЛАНЕТА ТАЙННАША ПЛАНЕТАВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Главная » 2021 » Ноябрь » 2 » Битва при Сантьяго-де Куба



Почти целое столетие над американским флотом тяготела доктрина "береговой обороны", выдвинутая Т. Джефферсоном. Она заставляла правительство США уделять большое внимание постройке мониторов. И именно она в середине 80-х годов прошлого столетия, когда встал вопрос о создании нового, современного флота, побудила осторожный конгресс дать согласие лишь на постройку кораблей странного назначения - "мореходные броненосцы береговой обороны"...

После долгих споров озадаченные руководители морского департамента сочли: лучше всего под формулу конгресса подходят корабли двух типов - эскадренные броненосцы второго класса и броненосные крейсеры. На два корабля этих типов и было разработано проектное задание.

Считая, что в Америке не найдется достаточно опытных конструкторов, морской департамент объявил международный конкурс, к участию в котором было допущено Бюро кораблестроения и ремонта флота США. Рассмотрев представленные чертежи, жюри остановило свой выбор на двух проектах: эскадренном броненосце второго класса В. Джона и броненосном крейсере, разработанном бюро кораблестроения.

Сейчас трудно сказать, почему жюри отвергло хороший броненосец, спроектированный бюро, предпочтя ему малоудачный проект В. Джона. И почему оно одобрило проект броненосного крейсера, разработанный тем же бюро? Ведь этот крейсер, будучи почти точной увеличенной копией бразильского крейсера "Риахуэло", не представлял собой ничего оригинального и изобиловал множеством недостатков: низкими мореходными качествами, малой остойчивостью, неудачным диагональным расположением орудийных башен глазного калибра. Можно предполагать, что основанием для такого выбора было желание перестраховаться ссылкой на английский опыт: в одном случае на репутацию В. Джона, в другом - на "Риахуэло", который был построен в Англии в 1883 году.

Перестраховка дорого обошлась американскому флоту: его первый броненосный крейсер "Мэн" устарел задолго до того, как вступил в строй. Впрочем, к такому классу этот корабль можно было отнести с большой натяжкой. Не уступая, а кое в чем превосходя строившийся одновременно с ним эскадренный броненосец второго класса "Техас", "Мэн" был причислен к броненосным крейсерам только потому, что вместо 305-мм орудий главного калибра он нес 254-мм орудия. Вот почему специалисты относили "Мэн" наряду с "Техасом" к броненосцам береговой обороны и считали первым настоящим броненосным крейсером американского флота "Нью-Йорк".

Такое мнение можно считать обоснованным: свойственные "Мэну" "броненосные черты" - бортовой пояс толщиной 305 мм, умеренная скорость в 17 узлов и небольшая дальность плавания - 7000 миль - у "Нью-Йорка" сменились "крейсерскими чертами" - 102-мм поясом, скоростью в 21 узел и дальностью 13500 миль. Вооруженный орудиями классического для броненосных крейсеров калибра - 203-мм, "Нью-Йорк", подобно русскому "Рюрику", был крейсером-одиночкой, предназначенным для самостоятельных действий на дальних океанских коммуникациях. Спустя четыре года на воду сошел "Бруклин" - более крупный по водоизмещению, лучше вооруженный, но несущий более тонкую броню. А еще через три года разразилась война, в которой броненосным крейсерам довелось сыграть весьма важную роль...

В истории американского флота было три корабля, называвшихся "Бруклин", и пять - "Нью-Йорк". Один историк заметил, что все "Бруклины" в критический момент боя делали неожиданный поворот, вносивший смятение в ряды противника. А все "Нью-Йорки" знамениты своей "молчаливостью" - участвуя в войнах, они не сделали ни одного выстрела. В испано-американской войне это удивительное правило тоже не было нарушено.

2 июля 1898 года адмирал Сервера - командующий испанской эскадрой, заблокированной на Кубе в порту Сантьяго-де-Куба, - получил приказ прорываться в Гавану: запасы продовольствия в городе, осажденном американскими войсками и повстанцами, подходили к концу. В ночь на 3 июля корабли Серверы - четыре броненосных крейсера и несколько миноносцев и истребителей - собрались у выхода из бухты, готовые ринуться на прорыв. Но, увидев огни, мелькавшие на склонах гористых берегов, Сервера решил, что его намерение раскрыто, и перенес операцию на утро.

Испанский адмирал ошибался. Американцы, сторожившие его у прохода, не знали о готовившемся прорыве. Командующий блокирующей эскадрой адмирал Сэмпсон на броненосном крейсере "Нью-Йорк" отправился на восток от Сантьяго-де-Куба на переговоры с американским генералом Шайтером. А расположившиеся полукругом около выхода на рейд американские корабли стояли под малыми парами. Командовал ими командор Шлей, державший свой флаг на броненосном крейсере "Бруклин". Неподалеку от него расположились броненосцы "Техас", "Айова", "Орегон" и "Индиана".

Когда в 9.30 утра в проходе показался нос "Инфанты Марии Терезы", флагманского корабля испанской эскадры, выполнить приказ Сэмпсона - ринуться навстречу врагу и не дать ему ускользнуть - смог один "Орегон": остальным требовалось время, чтобы поднять давление в котлах. Считая быстроходный "Бруклин" самым опасным для себя противником, Сервера направил на него свой корабль, как бы намереваясь таранить американский крейсер. В этот критический момент "Бруклин" совершил сеющий панику в рядах противника маневр, традиционный для всех "Бруклинов" американского флота. Он пошел прямо на испанский крейсер, а потом, резко отвернув вправо, дал сильнейший продольный залп из орудий левого борта.

Не выдержав, "Инфанта Мария Тереза" отвернула к берегу, и вся испанская эскадра вслед за флагманом обратилась в бегство на запад. Первоначальное преимущество в скорости позволило испанцам оторваться от преследователей, но, как только американцам удалось поднять пары и развить полный ход, судьба беглецов была решена. Снаряды скорострельных американских пушек среднего калибра вызывали пожары на испанских кораблях, на которых горели шлюпки, деревянные надстройки, палубные настилы и уголь. На "Марии Терезе" экипаж, не выдерживая страшного жара, стал покидать батареи и машинные отделения. Через 45 мин после начала боя флагманский корабль испанской эскадры выбросился на берег.

Спустя 15 мин в полумиле от "Марии Терезы" выбросился на берег концевой крейсер испанской колонны "Адмирал Окендо", попавший под огонь американских броненосцев. На нем взорвались пороховые погреба, и он на берегу разломился на две части. Теперь от испанских крейсеров остались - "Христофор Колумб", который благодаря высокой скорости хода ушел далеко вперед, и "Бискайя", настигаемая "Бруклином". Командир "Бискайи" Антонио Элат, понимая, что быстроходный американский крейсер - единственное, что угрожает отрывающемуся от преследования "Христофору Колумбу", предпринял попытку таранить или торпедировать "Бруклин". Он направил свой крейсер на флагманский корабль американцев, готовясь выпустить торпеду из надводного носового аппарата. Но снаряд с "Бруклина", попавший в торпеду, вызвал страшный взрыв...

Настала очередь "Христофора Колумба". Этот крейсер купили в Италии, 254-мм орудия главного калибра для него не были готовы, поэтому он ходил и принимал участие в боях без них. Когда "Бруклин" и "Орегон", настигая его, открыли огонь с дальней дистанции, "Колумб" вынужденно молчал. Понимая бессмысленность сопротивления, командир направил корабль к берегу и затопил его. И только в это время к месту боя подоспел Сэмпсон на "Нью-Йорке", которому в полном соответствии с традицией не довелось сделать ни одного выстрела в сражении…

После "Бруклина" в американском броненосном крейсеростроении наступает десятилетний перерыв. Лишь в 1904 году на воду сходят три однотипных - "Чарльстон", "Милуоки" и "Сэн-Луис", - в которых пытались совместить легкость бронепалубных крейсеров I ранга с бортовой защитой. При водоизмещении 9700 т они несли 14 - 152-мм орудий, 18 - 76-мм, 12 - 47-мм и 12 - 37-мм орудий и развивали скорость до 22 узлов. Толщина броневого пояса у них достигала 102 мм. Как показали дальнейшие события, опыт постройки таких кораблей оказался неудачным, американцы, отказавшись от "защищенных крейсеров", закладывают большую серию броненосных, водоизмещением 13400 т. Это были "Мэриленд", "Пенсильвания", "Южная Дакота", "Калифорния", "Колорадо" и "Западная Виргиния". Почти одновременно с ними шла серия из четырех еще более мощных броненосных кораблей - "Теннесси", "Вашингтон", "Монтана" и "Северная Каролина". При водоизмещении 14500 т эти корабли были вооружены 254-мм орудиями главного калибра и развивали скорость больше 22 узлов.

Америка поздно вступила в первую мировую войну, поэтому ее боевые потери в морских операциях ничтожны по сравнению с другими воюющими державами. Тем не менее общее для всех флотов правило, согласно которому доля броненосных крейсеров в потерях составляла довольно существенную величину, распространяется и на американский флот. Они потеряли всего-навсего один крупный корабль, но им оказался броненосный крейсер "Сан Диего" - так был переименован крейсер "Калифорния".





Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и культура | Источник: https://vk.com| Просмотров: 67 | Добавил: Pantera| | Теги: битва, Сантьяго-де, Куба, при | Рейтинг: 0.0/0
Загрузка...
Всего комментариев: 0
avatar
А ТАК ЖЕ ЧИТАЙТЕ:



Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Загрузка...


Новости с Планет

БЕСЕДКА

Сейчас с нами
На сайте: 13
Пользователей: 12
Сейчас комментируют: 1
eleanorye18


Последнее на форуме
plazza

plazza

plazza

plazza

IgChad


Мы комментируем
Copyright MyCorp © 2021 Материалы для пользователей 18+