Серийное производство лимузинов ЗиЛ прекратилось в 1999 году. Да и что значит серийное, массовыми эти машины не были никогда, каждая из них индивидуальна, так как собрана исключительно руками. В советское время за год специальный цех завода им. Лихачева выпускал около 25 автомобилей. С началом двухтысячных надобность в лимузинах ЗиЛ отпала, так как глава государства и его приближенные пересели на немецкие Mercedes.
Мода на все западное быстро захлестнула страну, находившуюся в изоляции от европейских инноваций. Свои разработки оказались неактуальными. Но цех не стоял без работы. Людям нужно было получать зарплату и те, кто в свое время собирал лимузины для Горбачева и Брежнева, производили эвакуаторы, штабные автобусы и другую спецтехнику.
С 2007 года производство лимузинов возобновилось, правда, не в том количестве, как ранее. Мастера ремонтировали модели, выпущенные ранее, восстанавливали старые и поврежденные образцы. Чуть позже ЗиЛ выпускал свои премиальные автомобили модели 41047 в количестве 5-7 штук в год исключительно для частных коллекционеров.
Лимузины и кабриолеты ЗиЛ уникальны в своем роде. Кузов и шасси этих автомобилей собирались вручную. Техники в буквальном смысле слова вытачивали на деревянных панелях все кузовные части 3,5-тонного (!) автомобиля. Это вам не заводской робот, штампующий крылья и арки забугорных «мерседесов». Здесь на каждом сантиметре эксклюзив.
Начинка автомобилей до сих пор впечатляет. Лимузины ЗиЛ были оснащены 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 315 л.с. с крутящим моментом в 600 Нм. Расход топлива машины с таким силовым агрегатом достигает 30-40 литров на 100 км.
Эти тяжеленные лимузины имеют цельный кузов и дублирующие системы зажигания и тормозов. На испытаниях автомобиль разгоняли до 200 км/ч. Низкий центр тяжести не дает перевернуть лимузин ни при каких условиях. Машина стоит на своих четырех колесах надежнее любого спорткара. Строительство одного такого экземпляра обходился последнее время цеху в 100-150 тысяч долларов.
Ценник для покупателей-коллекционеров был больше, туда входили личные пожелания клиента, например, по поводу отделки. В среднем это 250 тысяч долларов за готовую модель. О цене автомобиля руководство завода лично договаривалось с клиентами.
До остановки заказов на лимузины из Кремля, в премиальном цеху ЗиЛа работало 800 человек. Последнее время существования завода эта цифра была куда скромнее – 172 человека, но работали тут самые верные и стойкие, многие из которых проработали на сборке лимузинов для глав государства всю сознательную жизнь.
Когда-то вход на территорию премиального цеха был закрыт даже для руководителей завода. Посмотреть на сборку секретных бронированных лимузинов с самой современной электроникой можно было, только получив специальный пропуск в КГБ.
Последний раз цех по производству оригинальных и специальных автомобилей сконструировал новую модель в 2010 году. Четыре автомобиля, включая кабриолет, были сделаны специально для Парада Победы. Однако правительством, конкретно министерством обороны, были выбраны другие машины, и ЗиЛовские новинки остались на заводе. Вместо них по Красной площади проехали поставленные на американские шасси Chevrolet Suburban 10-летние лимузины ЗиЛ-41041АМГ, собранные компанией «Атлант Дельта», принадлежащей Олегу Дерипаске. При этом на каждом из них стоял значок ЗиЛ, хотя к заводу они не имели никакого отношения. А ЗиЛ терпеливо ждал, когда контролирующие органы дадут добро на тесты и надеялся показать миру свои машины, но этого не произошло.
Работники цеха, участвующие в проекте, вспоминали об этой истории с горечью и сожалением. Новые машины получились непростые. «От нас никто не ожидал, не верил, что мы сможем быстро построить новые автомобили, хорошие автомобили. Мы оснастили лимузины электроуправляемым впрыском топлива. Внешность подправили. Складной верх для кабриолета был куплен у немцев. Словом, все было готово, но нам не дали даже протестировать машины на полигоне», — рассказывали инженеры завода. Автомобили не были приняты в последний момент из-за того, что выгодную сделку, используя некую «политическую линию», перехватило ателье, принадлежащее Дерипаске.
После парада из трех новинок одна была продана в частную коллекцию в Украине Януковичу. Стоимость этих экземпляров значительно выше обычной цены лимузина ЗиЛ, ведь данные машины — не серийные, первые и единственные в своем экземпляре, тем более стилизованы для Парада Победы, эти модели стоили 360 тысяч долларов.
.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.